Воскресенье, 17.10.2021, 06:00
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "СОШ №4" Филиал

Меню сайта
Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Оцените свою школу
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Адаптированная образовательная программа в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ (проект)

Проект
                       
 
 
 
 
 
Адаптированная образовательная программа
образовательных классов для обучающихся с ОВЗ
(нарушение интеллектуального развития)
филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 4
(МБОУ СОШ № 4) Еманжелинского муниципального района
Челябинской области
(в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2015 год
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
I.   Общая пояснительная записка
1.1.  Нормативные документы и педагогические литературные   источники, используемые в адаптированной образовательной программе.
1.2.  Цели и ценности адаптированной образовательной программы.
1.3.Целевые ориентиры, ценностные основы и принципы построения образовательного процесса в школе.
1.4 Принципы построения деятельности и отношений в школе.
1.5 Виды адаптированных образовательных программ.  
1.6 Методы диагностики  освоения программы.
II.  Адаптированная общеобразовательная программа    начального общего образования
2.1. Целевое назначение.
2.2. Адресность образовательной программы.
2.3. Учебный план.
2.4. Цели и задачи обучения в начальной школе:
2.5. Учебный план  специальных коррекционных классов для обучающихся с ОВЗ МБОУ «СОШ № 4.»
2.6. Учебно–методический комплекс.
2.7.Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы.
2.8. Использование современных образовательных технологий
2.9. Компетентностный подход к содержанию образования.                
2.10.Организационно-педагогические условия реализации адаптированной  образовательной программы:
     2.10.1 Нормативные условия.
     2.10.2 Организационные условия.
     2.10.3 Формы аттестации, контроля и учета достижений учащихся.
     2.10.4 Обязательные формы итогового контроля
     2.10.5 Обязательные формы текущей аттестации
     2.10.6 Учет достижений учащихся
     2.11 Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся.
III. Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования
3.1. Целевое назначение.
3.2.  Адресность программы.
3.3 Продолжительность обучения.
3.4.  Учебный план, его инвариантная и вариативная части .
3.5. Учебно–методический комплекс.
3.6.Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы.
3.7.  Использование современных образовательных технологий.
3.8. Организационно-педагогические условия реализации адаптированной образовательной программы.
3.8.1. Нормативные условия.
3.8.2 Организационные условия.
3.9. Формы аттестации и методы диагностики освоения адаптированной   образовательной  программы.
3.9.1.   Формы учета и аттестации достижений учащихся.
3.9.2. Компетентностный подход к содержанию образования.
3. 10. Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся 5-9 классов.
IV. Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся
V. Информационная справка о школе
VII. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
I. Общая пояснительная записка
1.1.    Нормативные документы и педагогические    литературные   источники, используемые в адаптированной образовательной программе классов для обучающихся с ОВЗ (нарушение интеллектуального развития) МБОУ СОШ № 4.
  1. Конституция Российской Федерации от 12. 12. 1993 г.
  2. Декларация о правах умственно-отсталых лиц;
  3. Конвенция о правах ребенка.
  4. Декларация о правах инвалидов;
  5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г.);
  6. Федеральный закон от 29.12.1012г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской  Федерации» (редакция от 31.12.2014г. с изменениями от 06.04.2015);
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
  8. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067);
  9. Приказ Минобрнауки России от 19.11.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано 03.02.2015 N 35847);
  10. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16;
  11. Письмо Минобразования РФ от 3 апреля 2003 г. N 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»;
  12. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;
  13. Основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в РФ, утвержденные Постановлением Министерства труда РФ от 29.08. 1995 г. N 47;
  14. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (01.10.2013 N 30067);
  15. Федеральная программа развития образования. «Вестник образования».2000, №12.
  16. Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»
  17. О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью (Письмо Министерства образования РФ от 24.01.2003г. №01-50-25/32-05)
  18. О направлении Рекомендаций по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида (Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6)
  19. Закон Челябинской области от 29 августа 2013 года №519-ЗО "Об образовании в Челябинской области";
  20. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 02.09.2015г №№ 03-02/7447 «Об использовании модельных областных базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области, утвержденных приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 25.08.2014г. №01/2540»;
  21. Приказ  Управления Образования Еманжелинского муниципального района №68 от 18.03.2015 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений муниципальной образовательной организации …. с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому»;
  22. Письмо Управления Образования Еманжелинского муниципального района №1580 от 04.09.2015г.  «О формировании учебных планов специального (коррекционного) образовательного учреждения (классов), обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Еманжелинского муниципального района на 2015-2016 учебный год»;
  23. Устав МБОУ «СОШ №4»;
  24. Учебный план классов для обучающихся с ОВЗ МБОУ СОШ № 4 на 2015/2016 учебный год, утверждённый педагогическим советом школы (протокол №1  от 28.08.2015 г.)
 
 
 
 
  1. Целевой раздел.
1.1 Цель реализации   адаптированной образовательной программы классов для обучающихся с ОВЗ (нарушение интеллектуального развития) (далее АООП МБОУ СОШ № 4) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП предусматривает решение следующих основных задач:
- овладение   обучающимися учебной  деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие  их  личности  (нравственно-эстетическое,  социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
- выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы секций и кружков, проведение спортивных, творческих и др. соревнований.
Главными ценностями адаптированной образовательной программы являются:
  • Право каждого ребенка на получение образования в зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей.
  • Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его самореализации.
  • Право педагога на творчество и профессиональную деятельность.
  • Психологический комфорт всех субъектов психологического взаимодействия.
  • Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Коллективное сотворчество учителей, учащихся и родителей во всех сферах жизни школы.
  • Демократические, партнерские отношения  между взрослыми и детьми.
  • Уважительное отношение к школе и ее традициям.
Традицией Российской школы во все времена являлось воспитание культурного, высокообразованного гражданина общества. Педагогический коллектив ставит своей задачей воспитание учащегося, способного ощутить себя гражданином общества. В связи с этим главная цель классов для обучающихся с ОВЗ - коррекция отклонений в развитии обучающихся средствами образования и трудовой подготовки, а также формирование компетенций, необходимых для вхождения в социум, расширение границ самоактуализации личности школьника и выбора своего пути в жизни, определение его в современном обществе.
АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью
создается с учетом их особых образовательных потребностей. МБОУ СОШ №4 обеспечивает требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и воспитания.
Срок реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью составляет 9 лет.
Из главной цели адаптированной образовательной программы и принципов ее реализации вытекают цели школьного образования, дифференцированные по ступеням обучения:
I уровень (1- 4 классы начальное общее образование):
- формирование у школьников положительного отношения к учению
-формирование  способности к адаптации в условиях новой жизненной ситуации
- развитие познавательной сферы
- развитие навыков самообслуживания и здорового образа жизни
II уровень (5 – 9 классы основное общее образование):
- развитие мотивации к учебной деятельности
- развитие навыков самообслуживания и здорового образа жизни
- развитие навыков учебной, трудовой деятельности
- развитие готовности к профессиональному самоопределению
- развитие коммуникативных навыков
Адаптированная образовательная программа регламентирует:
- условия освоения образовательной программы;
- диагностические процедуры для объективного поэтапного отслеживания образовательных достижений учащихся;
- организационно-педагогические условия учебной и внеучебной деятельности учащихся.
Адаптированная образовательная программа предназначена удовлетворять потребности:
- обучающихся – в программах обучения, обеспечивающих личностное становление, коррекцию эмоционально - волевой сферы, развитие познавательных процессов и профессиональное самоопределение на основе  усвоения культурных традиций и ценностей;
- родителей – в наилучшем обеспечении прав и интересов ребенка в соответствии с его возможностями и способностями;
- учителей – в профессиональной самореализации и творческой деятельности.
         Основным проектированным результатом  освоения адаптированной образовательной программы является: достижение выпускниками социальной зрелости, достаточной для дальнейшего самоопределения и самореализации в учебной, трудовой,  культурной сферах деятельности.
Выпускник классов для обучающихся с ОВЗ - это человек, умеющий понимать многообразие культур,  имеющий осознанную нравственную позицию, готовый  к реализации своего потенциала, к получению профессии по следующим ступеням развития:
- 4 класс – сформированы практические навыки письменной и устной речи, как средств общения; получили развитие процессы познавательной деятельности, личностные качества, здоровьесберегающие ценности.
- 9 класс – сформированы навыки учебной деятельности, практическо-бытовые ориентации, мотивация самостоятельной деятельности; получили развитие навыки внутренней саморегуляции поведения, здоровьесберегающих ценностей; развиты коммуникативные навыки, общетрудовые умения; сформированы социальная мотивация личности, профессиональные навыки в соответствии с особенностями психофизического развития
  1. Целевые ориентиры, ценностные основы и принципы построения образовательного процесса в школе.
Основными задачами деятельности   классов для обучающихся с ОВЗ в соответствии с Уставом являются:
  • коррекция отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество;
• адаптация обучающихся к жизни в обществе;
• создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
• воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
• формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ или соответствующих государственных образовательных стандартов.
Деятельность и отношения в школе строятся на следующих принципах:
1. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности общешкольного и классных коллективов - это главная задача и направление развития школьного коллектива. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть самим собой, обрести свой образ.
2. Принцип самоактуализации. У каждого ребенка существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.
4. Принцип выбора. Без ситуации выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определить и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию своего «Я».
   6.  Принцип доверия и поддержки. Надо обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.
7.    Принцип здоровьесбережения очень важен, так как современный культурный человек, стремящийся достичь материального и духовного благосостояния, быть полезным обществу, не может не осознавать роли специфического компонента культуры – культуры физической.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Умственная  отсталость  —  это  стойкое,  выраженное  недоразвитие познавательной         деятельности    вследствие    диффузного    (разлитого) органического  поражения  центральной  нервной  системы  (ЦНС). 
Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ — 69-50) , умеренная (IQ — 50-35), тяжелая (IQ — 34-20), глубокая (IQ<20).
Развитие       ребенка     с     легкой     умственной     отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс,

привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница советской) руководствуется теоретическим постулатом Л. С. Выготского о том, что своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей. Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  в окружающей среде. Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями. Меньший потенциал  у  обучающихся  с  умственной  отсталостью (интеллектуальными   нарушениями)   обнаруживается   в   развитии   их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д. Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.
Однако при особой организации учебной деятельности, направленной на обучение школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пользованию рациональными и целенаправленными способами выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени        скорригировать    недостатки    мыслительной    деятельности. степени  скорригировать    недостатки    мыслительной    деятельности.
Использование специальных методов и приемов, применяющихся в процессе коррекционно-развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие различных видов мышления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе и словесно-логического.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что специфика мнемической деятельности во многом определяется структурой дефекта каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим учет особенностей     обучающихся     с     умственной     отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных клинических групп (по классификации М. С. Певзнер) позволяет более успешно использовать потенциал развития их мнемической деятельности.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-
либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием специально организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели не достигают возрастной нормы. Для    успешного    обучения    необходимы    достаточно    развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала.
Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. Однако, начиная с первого года обучения, в ходе преподавания всех учебных предметов проводится целенаправленная работа по уточнению и обогащению представлений, прежде всего ― представлений об окружающей действительности. У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Недостатки  речевой  деятельности  этой  категории  обучающихся  напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной.
Моторная  сфера  детей  с  легкой  степенью  умственной  отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными    нарушениями)    проявляются    и    в    нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая    сфера     учащихся     с     умственной     отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы.
Эти   недостатки  особенно  ярко  проявляются  в  учебной  деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении,  особенности  которого  могут  выражаться  в  гиперактивности, вербальной или физической агрессии и т.п. Практика обучения таких детей показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.
Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л. С. Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны психики учащегося с умственной отсталостью, учитывающее зону ближайшего развития. Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопро
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz